Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века

       

Былины[4]


Былинами или “старинами” назывались древние песни - сказы эпического (повествовательного) склада. В этих героических преданиях, изображающих подвиги могучих русских богатырей, как ни в каком другом жанре, проявлялся вольнолюбивый дух русского народа, его заветные думы, чаяния. Во многих богатырских былинах так называемого “киевского цикла” отражены отдельные эпизоды борьбы Древней Руси с многочисленными врагами, угрожавшими его национальной независимости, со степными кочевниками - половцами, монголами, печенегами и др.

Среди многочисленных героев былин выделяется образ пахаря - богатыря Микулы Селяниновича, превосходящего своей огромной физической силой многих других русских богатырей. Его яркая характеристика дана в былине “О Вольге и Микуле”, напев которой в свое время записал М.П. Мусоргский, а затем использовал в своей опере “Борис Годунов” (песня Варлаама и Мисаила в сцене “Под Кромами”).

В былине рассказывается, как молодой Вольга Святославович, выехав со своей дружиной “в раздольное чисто поле”, знакомится с пахарем - богатырем и приглашает вместе путь держать. Тот соглашается, но, отъехав немного, вспоминает, что “оставил сошку во бороздочке”. Тогда Вольга посылает пять молодцов из своей дружины, затем десять, а далее - всю свою “дружинушку храбрую”. Но все напрасно. Выдернуть из земли сошку, отряхнуть ее и бросить под ракитов куст оказывается непосильным делом для целой дружины. Пришлось богатырю-пахарю самому возвратиться за сошкой, которую он легко выдернул из земли одной рукой. На вопрос пораженного Вольги о том, как его звать, “оратай - оратаюшка[5]” отвечает:

- Ай же ты, Вольга Святославович,

Я как ржи - то напашу, да домой выволочу,

Домой выволочу, да дома вымолочу,

А я пива наварю, да мужиков напою,

А тут станут мужики меня похваливати:

“Молодой Микула Селянинович”.

Крестьянский богатырь оказался много сильнее князя вместе с его дружиной - такова основная мысль былины.

В замечательном образе идеального крестьянина - Микулы Селяниновича, вспахивавшего огромные земельные пространства, с исключительной силой выражены и творческая созидательная мощь народа, его мечты об освоении человеческим трудом земли.


В основе многих былин лежит мотив столкновения вольнолюбивых богатырей с князьями и “боярами кособрюхими”. При этом гордые и прямодушные народные богатыри - герои, как “крестьянский сын” Илья Муромец, смело говорят князьям правду, бросая им в лицо дерзкие обличительные слова.

И “старый казак” Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и другие богатыри стояли на “заставе богатырской”, охраняя границы Руси от врагов, боролись с Соловьем Разбойником, с татарскими “идолищами”, змеем Тугариным и другими сказочными чудовищами, в образах которых русский народ олицетворял своих степных врагов - кочевников.

Имена некоторых русских былинных богатырей являются историческими. В летописях упоминаются Добрыня Никитич и Алеша Попович, Садко - “новгородский гость” и Василий Буслаев. В былинах также встречаются отдельные исторические имена врагов Руси, например, половецких ханов XII  века Кончака и Атрака. Так, половецкий Тугор - хан, живший в конце XI века, превратился в былине в сказочное чудовище Тугарина Змиевича, побежденного богатырем Алешей Поповичем (в летописи Александром Поповичем из города Ростова).

Глубокий след в былинном эпосе оставила борьба русского народа с монгольским игом. При этом были забыты почти все более ранние степные враги - печенеги и половцы. Так битва на реке Калке в 1224 году нашла отражение в былине “О Камском побоище” и “ОКалине - царе”. Нашествие хана Бату и разрушение им Киева в 1234 году описываются в былине “Василий - пьяница и Батыга”.

Патриотическая идея защиты Родины, борьба с ее врагами - основная идея русского былинного эпоса, объединяющая отдельные разрозненные богатырские сюжеты в одно грандиозное целое.


Содержание раздела